Слово Патриарха

  • Печать

ЗА православие

...Во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок послания апостола Павла к коринфянам… и находим такие глубокие слова, он обращается к кому-то, конечно, из христиан и говорит, что они оценивают себя по себе и сравнивают себя сами с собой, и утверждает, что это неправильно (см. 2 Кор. 10:12).

А теперь давайте задумаемся, что мы делаем в своей жизни. Как мы себя оцениваем? Что является нашей точкой отсчета? Ведь часто мы оцениваем самих себя по себе.

Более того, мы других судим по себе, говорим о человеке, что он хороший или плохой, по-настоящему не зная, что у него в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на мир, свой взгляд на человека, свое личное самопонимание на другого и самих себя делаем неким мерилом истины. Но и о самих себе мы говорим также, сравнивая с собой. И часто это сравнение направлено не в сторону критики, в данном случае - самокритики, не в сторону беспощадного анализа, который только и может быть силой, помогающей человеку стать лучше, но чаще всего мы себя оправдываем, мы превозносим себя над другими и говорим: "Ну что уж я так терзаю себя угрызениями совести, если что-то неправильно сделал; а вот тот сосед, или сослуживец, или начальник, или, наоборот, подчиненный, они-то как живут!" И внутренне поставляя себя над другими, превозносясь над другими, мы теряем всякую систему нравственных координат, потому что личность наша не является абсолютным мерилом истины.

Нужно сказать, что этот подход - себя поставлять в центр мира, себя считать мерилом истины - сегодня поощряется массовой культурой, общественной психологией и даже философией. Когда мы утверждаем нечто объективное, доказанное самой историей, например, героизм нашего народа в Великой Отечественной войне, появляются другие, кто говорит, что никакого героизма не было, а было то-то и то-то, принуждение или еще что-нибудь. Когда мы превозносим героизм отдельных личностей, наших маршалов, генералов, наших солдат, тех самых, которые, не имея ни должного обмундирования, ни вооружения, шли навстречу моря огня противника и погибали, то сейчас нередко, оценивая этот подвиг, кто-то говорит: "Ну, это их дело, что они погибали. А вот генерал Власов избрал другую точку зрения, и у каждого своя правда".

Я привел только один конкретный пример, который всем понятен, - взгляд на Великую Отечественную войну. Но сегодня такие же взгляды могут быть на нашу страну, на родину, на патриотизм. Мол, ты патриот, ты любишь страну, но это твое дело, это твоя правда, а у меня другая правда, я живу уже где-то очень далеко, все мои счета и деньги тоже где-то далеко, и семья моя где-то там далеко. А здесь в трудных условиях я только деньги зарабатываю, это моя правда, это мой патриотизм. Эти примеры можно продолжать. А почему происходит все это? Сегодня общество потребления, которое ориентировано на большее количество материальных ценностей, которыми должен обладать человек, очень устраивает эта философия отсутствия абсолютной правды, отсутствия абсолютного мерила истины. Сколько голов, столько и умов, у каждого своя правда, живи по своей правде, не оглядывайся ни на кого - вот жизненная философия современного общества.

А разве может быть так? Апостол Павел говорит, что нет, что не может человек оценивать себя по самому себе и сравнивать себя по самому себе, потому что он не есть мерило истины, потому что истина объективна, она не зависит от людей. Но тогда многие спросять - а где же эта истина? Вчера нас учили тому, что истина - это одно, сегодня учат, что истина - это другое. Сколько было философий за историю человеческого рода? Где эта истина? И ведь правильно спрашивают, и одновременно абсолютно неверно. Правильно - если мы забудем о Боге, если мы скажем, что Бога нет. Тогда, конечно, нет абсолютной истины, нет мерила, критерия добра и зла, тогда каждый себе и другим судия, тогда общество распадается на атомы и молекулы. Но когда наступает тяжелый час икс и обществу нужно мобилизоваться, у такого раздробленного общества, у людей, каждый из которых живет по своей правде, не будет никакой объединительной идеи.

Бог есть истина и мерило правды. И Он восхотел, чтобы мы, признавая Его бытие, полагали в основу Его закон, как критерий истины. И тогда нам не нужно спрашивать - что правильно, а что неправильно. Открой Евангелие, прочитай, приложи к самому себе не самого себя, приложи к себе истину Божественную, и тебе все станет ясно - правильно ты живешь или неверно, есть у тебя будущее или нет, есть будущее у народа или нет. И поэтому вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации. Потому что вместе с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду, как то, что соответствует голосу нашей совести. Ведь Бог нас и создал в соответствии с Его замыслом, с Его нравственным законом, и потому находиться в гармонии с самим собой, со своей совестью означает жить по Божиему закону. А как только его нарушаем, тот же самый голос совести беспокоит нас в той или иной мере, насколько эту совесть мы сохранили.

…потому что, кроме веры, нет ничего, что поможет вам отличить добро от зла. Запутаемся тогда сами в своих страстях, если будем считать, что мы пуп земли, центр вселенной, критерий добра и зла, критерий истины. Потому что рядом с нами будут такие же другие центры, а не может быть множество центров, они тогда разорвут единую плоть человеческого общества…