Железнодорожный транспорт осенью 1941 года

  • Печать

Помни историю свою

Осенью 1941 года на железнодорожном транспорте сложились трудные условия: из 11 железных дорог только четыре - Ярославская, Горьковская, Казанская и Ленинская (Московско-Рязанская) - связывали столицу с тылом страны.

Остальные были перерезаны противником и эксплуатировались лишь на отдельных участках. Октябрьская железная дорога обрывалась у Сходни; Савеловская - южнее станции Яхрома; Калининская - второй дачной зоной; Западная - не доезжая станции Кубинка. Прерывалась связь с Тулой. Гитлеровцы подошли к Серпухову, Наро-Фоминску. В результате объем работ возрос в 3-5 раз. По действовавшим магистралям навстречу огромным потоком эвакуируемых грузов двигались с востока в Москву и к защищавшим ее фронтам войска, боевая техника, боеприпасы, продовольствие. Московские железнодорожники обеспечивали переброску войск с одного участка фронта на другой.

 

С исключительным напряжением функционировала Московская окружная дорога, принимавшая основной поток вагонов. С огромной перегрузкой работали станции: Москва-Сортировочная, Москва-Товарная, Москва-Пассажирская.

Решением Государственного комитета обороны (ГКО) на Московском железнодорожном узле было создано военно-эксплуатационное управление, а отделения движения реорганизованы в военно-эксплуатационные отделения. Железнодорожников, непосредственно обслуживающих поезда, перевели на положение военнослужащих, что способствовало укреплению дисциплины и более четкой работе транспорта…

Нередко железнодорожники выводили поезда под разрывами бомб и обстрелом с воздуха. Так, машинист депо Лосиноостровская Демидов, ведя поезд с грузом для фронта, подвергся нападению двух вражеских самолетов, и они подожгли вагоны. Однако паровозная бригада погасила огонь и привела весь состав к месту назначения. Начальник восстановительного околотка (околоток - подразделение дистанции на ж/д путях сообщения. Толковый словарь Ожегова) станции Подольск Тяжелков неоднократно руководил ремонтом поврежденных путей под огнем врага. Во время одного из налетов он был контужен, но не ушел с пути до полного восстановления разрушенного объекта (А.М. Самсонов. Москва, 1941 год: от трагедии поражений - к великой победе. М., изд-во "Московский рабочий", 1991 г.).

Железнодорожники московских отделений героически трудились вместе со всеми москвичами. Они организовывали обработку (техническую подготовку) поездов; добивались точности и безопасности движения; своевременной разгрузки и погрузки; ремонтировали паровозы и вагоны; восстанавливали разрушенные врагом железнодорожные пути, станции, мосты. Вновь организованные в военные годы мостопоезда, укомплектованные квалифицированными кадрами, успешно справлялись с задачей восстановления разрушенных мостов вслед за наступающими частями Советской Армии, обеспечивая тем самым бесперебойное снабжение войск, их наступательные операции и передислокацию частей. Все мостопоезда являлись структурными подразделениями Мостотреста. В предвоенные годы этим трестом были построены двухэтажные дома на земельном участке вдоль Симферопольского шоссе в поселке Щербинка. Они образовали улицу, которой исполком поссовета присвоил имя Мостотреста. В домах проживают те героические мостотрестовцы и их потомки, которые за 1941-1945 годы временно восстановили 516 мостов общей длиной 42 км. За заслуги в области мостостроения в годы Великой Отечественной войны более 700 рабочих и инженерно-технических работников награждены орденами и медалями СССР ("Техническая информация. Опыт работы коллектива Всесоюзного ордена Ленина треста "Мостотрест". М., 1969 г.).

"Железнодорожники московских отделений, - говорил А.С. Щербаков - секретарь Московского городского комитета ВКП(б) - не только перевозят грузы, но и помогают фронту оружием. Они строят бронепаровозы и бронеплощадки, ремонтируют танки и автомашины" (ЦПА ИМЛ, Ф.88, ОП.1, Д.854, Л.21).

По инициативе коммунистов коллектив станции Подмосковная взялся за постройку бронепоезда. Ленинградский райком партии поддержал эту инициативу. Выехали на фронт, чтобы на месте осмотреть устройство бронепоезда и снять чертежи. В дороге произошла авария с дрезиной - начальник паровозного депо Легковой и начальник вагонного участка Климкович были тяжело ранены. Но это не остановило работу. Руководил ею заместитель начальника депо Н.А. Сухоруков, который стал затем комиссаром построенного бронепоезда.

Бронепоезд был оснащен современной техникой. Рабочие позаботились и об удобствах для команды: построили санитарный вагон, вагон-баню, вагон-красный уголок, оборудовали теплушки для команды бронепоезда, а для командно-политического состава - классный вагон.

Бронепоезд вошел в состав Западного фронта. В его команду добровольно зачислились паровозные машинисты: Иван Афонин, Александр Черкасов, Сергей Чурилин; помощники машинистов: Н.В. Поспелов, Я.В. Мастюгин, К.В. Пошехонов; кочегары: О.Э. Фрейвольд,  Ф.П. Нефедов, Н.В. Смирнов. По просьбе строителей бронепоезда, ему было присвоено имя комиссара Д.А. Лестева - начальника политуправления фронта, героически погибшего под Москвой ("История второй мировой войны 1939-1945. т. 2, т. 3).

Подобные бронепоезда были построены на Подольском машино-строительном заводе имени С. Орджоникидзе и на Коломенском машиностроительном заводе имени В.В. Куйбышева. Бронепоезд Коломенский сразу же вступил в бои на Гжатском направлении (Ефремцев Г.П. История Коломенского завода, М., 1973, стр. 205).

Рабочие депо Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги также оборудовали бронепоезд и взяли обязательство в самые сжатые сроки подготовить второй. В ноябре по инициативе местных партийных организаций приступили к строительству двух бронепоездов и двух бронировочных площадок коллективы 1-го и 2-го вагонных участков Ярославской железной дороги. Самоотверженно, не щадя своих физических и творческих сил, железнодорожники делали все, чтобы приблизить разгром немецко-фашистских полчищ под Москвой.

…Прошло 70 лет с тех дней, когда на подступах к Москве в жестоком поединке решалась судьба советского народа и всей человеческой цивилизации…

И потому подвиг защитников Москвы, всех участников Великой Отечественной войны будет жить в веках.

Евгений Зиновьев, историк