Казанская икона Божией Матери - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Казанская икона Божией Матери

ЗА православие

После покорения Иваном Грозным Казани была образована Казанская епархия (1555 г.), в городе построили множество православных храмов, основали несколько монастырей. Но тысячи мусульман и язычников не хотели принимать новую веру. Нужна была помощь Божия. И она пришла: 28 июня 1579 года пожар уничтожил половину Казанского Кремля и множество домов горожан. Сторонники магометанской веры смеялись: "Значит, не любит вас ваш Бог, гневается". Но люди верили, что Бог всё устроит. И пожар явился не в осуждение, а в утверждение православия. Когда же стрелец Данила Онучин решил строить вместо сгоревшего дома новый, тогда же во сне его дочери Матрёне и явилась Богоматерь. Она велела передать архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы те  нашли на месте сгоревшего дома зарытую ещё при мусульманах тайными исповедниками православия икону.

Однако ни  архиепископ, ни городские власти не поверили ни девочке, ни её матери. И тогда решили они сами искать икону; долго икона не находилась, пока сама Матрона не  начала копать и... наткнулась она на завёрнутую в кусок старого рукава халата икону. Когда её развернули, она засияла необыкновенным светом и была совершенно новой, как будто только что написанная. С крестным ходом перенесли икону Богоматери в ближайшую церковь святого  Николая, а оттуда в Благовещенский собор. От лика иконы исцелялись больные, особенно слепцы... Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн IV повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы для сорока инокинь и в нём хранить икону. Матрона Онучина вместе с матерью приняли постриг в этом монастыре, а позднее Матрона стала его первой настоятельницей. В 1594 году был заложен и в 1595 году освящён митрополитом Гермогеном новый обширный собор Успения Богоматери. Количество инокинь возросло до 64 человек. Образ Богородицы был украшен царскими дарами: золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В начале XIX века икона находилась в церкви села Кузьминки, что под Петербургом: в апреле 1826 года крестьянка села Александровки Мария Екимова рассказала местному священнику, что ей три ночи подряд являлась прекрасная Женщина в белом одеянии и приказывала ей идти под гору, чтобы взять Её икону. В третью ночь Екимова вышла в растворённые ворота (они и в первые две ночи были всегда отворёнными, хотя никто и не приходил), у которых деревянный запор оказался переломленным, и увидела, что в лучах необыкновенного света спустилась икона и остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом. По благословению митрополита Серафима чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой находилась Александровка. Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами...

В 1942 году за оказанием молитвенной и материальной помощи Ленинграду, бывшему в блокадном кольце, к христианам мира обратился Антиохийский патриарх Александр III. Для определения воли Господней относительно судьбы русского народа и особых полномочий был избран Илия Салиб – митрополит гор Ливанских (кн. "Четыре чудотворных иконы", изд-во "Глагол", 2010 год, Санкт-Петербург). Он любил Россию и помнил, что значит она для всего мира. Владыка Илия Салиб молился перед иконой Божией Матери о спасении России. В каменном подземелье он затворился на три дня: не ел, не пил и не спал – только молился на коленях перед Божией Матери с лампадой. Каждое утро ему приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. Через трое суток потолок кельи как бы растворился и воссиял огненный столб, в котором явилась Сама Матерь Божия. "Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана", – произнесла Пресвятая Дева. Она объявила, что он избран как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: "Успеха в войне не будет, пока не отворят все закрытые храмы, монастыри, духовные академии и семинарии, не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство для богослужения. ...Доколе моё изображение находится в Ленинграде – ни один враг не пройдёт. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут крестным ходом вокруг города, и тогда ни один враг не ступит на святую землю; после войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена". Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. И по сегодняшний день в архивах РПЦ хранятся письма и телеграммы митрополита Илии в Москву. Сталин, ознакомившись с ними, вызвал к себе митрополитов – Ленинградского (Алексия) и Московского (Сергия) и обещал им выполнить всё, что передал Илия Салиб. И произошло так, как и было предсказано. У жителей осаждённого Ленинграда уже не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод ежедневно уносил тысячи людей. И тогда из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, вынесли Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом, и произошло удивительное: враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и героизма тех, кто защищал и кто молился за него. И в очередной раз подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город святого Петра избран самой Богородицей, и пока в нём находится Казанская Её икона и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. Вот почему граждане Санкт-Петербурга (Ленинграда) так почитают икону Казанской Божией Матери. Во все времена от основания города она была Заступницей его. В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Перед приездом гостя Сталин вызвал Патриарха всея Руси Алексия и спросил: "Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?" Святейший предложил подарить владыке Илии список с иконы Казанской Божией Матери, крест и панагею. Самые искусные ювелиры изготовили эти дары и украсили их драгоценными камнями, добытыми в разных областях нашей тогда ещё великой державы. После спасения Ленинграда Казанскую икону доставили в Сталинград, где перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку… Знаменитое Сталинградское контрнаступление началось с молебна перед образом чудотворной иконы: солдат кропили святой водой (И. Баскакова "Казанская икона Божией Матери", изд-во "Глагол", Санкт-Петербург, 2009 год). От иконы было много и других чудес. ...Множество храмов, духовных семинарий, академий открыли во время войны; была возобновлена иноческая жизнь в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах и во многих других монастырях; было также принято решение о переносе мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Богоявленский собор, в котором стояла всю войну Казанская икона Божией Матери. В конце 90-х годов прошлого столетия из Португалии икона была передана Ватикану.

...В конце августа 2004 года к празднику Успения Пресвятой Богородицы делегация Римской католической церкви привезла в Россию список Казанской иконы Царицы Небесной, который в течение пятнадцати лет хранился в покоях римского папы Иоанна Павла II.

Возвращение Ватиканом списка иконы Казанской Божией Матери было осуществлено без всяких на то условий...

Евгений Зиновьев, историк