Искусство должно давать счастье - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Искусство должно давать счастье

Мир культуры

В Климовском городском историко-краеведческом музее проходит выставка под девизом: "Служа искусству, он Отечеству служил", посвящённая творчеству В.Д. Поленова и приуроченная к 170-летию со дня рождения великого художника.

Основу экспозиции составили репродукции десяти картин, хранящихся и выставленных в музее-заповеднике "Поленово". Среди них портреты самого художника и его жены Натальи Васильевны, выполненные Н.Д. Кузнецовым, несколько картин К.А. Коровина, этюд "Подсолнухи" сестры живописца Е.Д. Поленовой.

Также представлены альбомы и книги, рассказывающие о творчестве великого мастера. В церемонии открытия экспозиции принимала участие научный сотрудник музея-усадьбы Е.Е. Каштанова.

Такое повышенное внимание краеведов именно к этому живописцу вызвано тем, что сотрудников климовского музея и заповедника "Поленово" связывают годы плодотворного творческого сотрудничества. Известно, что Василий Дмитриевич Поленов два летних сезона вместе со своей семьёй провёл на даче в усадьбе Меньшово, расположенной неподалёку от Климовска. О жизни и творчестве художника в этот период достаточно полно и подробно рассказано в книге М.А. Некрасова "История города Климовска". Следует заметить, что В.Д. Поленов входит в число знаменитых пассажиров на станции Климовка-Гривно.

В своё время в Климовском городском историко-краеведческом музее прошла выставка работ дочери В.Д. Поленова Марии Васильевны "Продолжение семейных традиций". Тогда же наши музейщики съездили в Меньшово, где на месте усадьбы располагался детский лагерь "Юбилейный". Они любовались на дивные пейзажи, которые вдохновляли замечательного художника, спустились к речке, попытались установить точное месторасположение барского дома и передали в дар оздоровительному лагерю несколько репродукций картин, созданных самим художником и его талантливым учеником К.А. Коровиным, часто бывавшим в Меньшове.

Именно в этих местах Константин Коровин написал небольшой этюд "Речка в Меньшове", представленный на выставке, которым очень дорожил Василий Дмитриевич. За два дня до своей смерти Поленов попросил жену повесить его над своей кроватью.

Интересна история ещё одной картины Коровина из нынешней экспозиции - "Деревня Тургенево". В один из приездов талантливого ученика на дачу Поленов решил показать ему, как надо работать с натуры. Он предложил Коровину отправиться на этюды в деревню Тургенево, расположенную в трёх километрах от усадьбы, и писать один и тот же мотив. Коровин старательно повторял за своим учителем мазок за мазком.

В тот день Поленов написал замечательный этюд. Искусствоведы относят его к числу поленовских шедевров интимно-лирического пейзажа. Несколько лет спустя на основе этюда он создал картину "Задворки. Деревня Тургенево", которая была выставлена на передвижной выставке в 1892 году. А сам этюд висит в одном из залов музея-заповедника "Поленово". Работа над пейзажем была для Поленова неотъемлемой частью его существования, естественной формой его мироощущения и выражением размышлений о жизни. Пейзаж, как цельная картина мира, всегда выходил на первое место в его творчестве.

Художник много работал и над библейскими, мифологическими сюжетами. Почти за двадцать лет до приезда в Меньшово Поленов задумал большое полотно "Христос и грешница". К этой легенде он обращался неоднократно: увлечённо делал эскизы и наброски, а потом опять всё откладывал. И лишь в 1881 году, стоя у кровати умирающей сестры Веры Дмитриевны, он пообещал завершить грандиозное полотно. Об этом Поленова просила и любимая мать. Жена художника также поставила своей целью помочь ему создать картину "Христос и грешница". Биографы живописца считают, что графический вариант картины углём в натуральную величину (площадь полотна составляет 18 кв. м), находящийся в музее-заповеднике, Поленов написал в наших краях в деревне Меньшово. Однако М.А. Некрасов в своей книге отмечает, что в неизданных письмах жены художника того периода нет упоминаний о работе её мужа углём. К тому же перевезти такое большое полотно из Москвы в усадьбу стоило бы немалых хлопот. Тем не менее Елена Васильевна писала, что её муж работал над эскизом к картине, но не углём, а красками. Следует учитывать и тот факт, что в Меньшове летом 1885 года жил натурщик Егор. Всё это свидетельствует о том, что работа над картиной "Христос и грешница" в наших местах не прекращалась.

На даче семью живописца часто посещала сестра В.Д. Поленова Елена Дмитриевна. Она сама была незаурядным художником. На выставке представлена её картина "Подсолнухи". Здесь, в Меньшове Е.Д. Поленова работала над эскизами костюмов к опере "Снегурочка", премьера которой состоялась в русской частной опере С.И. Мамонтова. Бывал в Меньшове сам Савва Иванович вместе со своей женой Елизаветой Григорьевной и дочками Александрой и Верой, той самой "Девочкой с персиками". Именно она позировала создателю этой знаменитой картины Валентину Серову.

В Меньшове художник познал минуты величайшего творческого вдохновения. Здесь состоялись незабываемые встречи с друзьями и единомышленниками. Здесь ему довелось пережить неутешное горе и невосполнимую утрату. Летом 1886 года тяжело заболел и скоропостижно скончался его старший сын Феденька. Больше Поленовы в Меньшово не возвращались.

Творчество Поленова было очень многообразным и сложным. Помимо живописи, он обращался к архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству. В Абрамцевском кружке он пробовал себя в качестве актёра и художника-декоратора. Создал декорации к опере "Орфей" Глюка в русской частной опере    С.И. Мамонтова. Сам был автором оперы "Призраки Эллады", постановка которой состоялась в большом зале Московской консерватории. Поленов был автором проектов и собственного дома в Борке, и мастерской, так называемого Аббатства, и Троицкой церкви в Бёхове. Он входил в комитет по созданию Музея изящных искусств в Москве. Трудился над проектом стенных росписей для этого музея. Василий Дмитриевич создал поленовский крестьянский театр.

В письме к Виктору Васнецову художник писал: Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".

Поленов был и замечательным педагогом. На протяжении двенадцати лет он преподавал в натюрмортном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учениками, помимо К.А. Коровина, были И.И. Левитан, С.И. Иванов, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян. Человек талантливый, он безошибочно угадывал одарённость. Поэтому и собрал вокруг себя столько талантливой молодёжи.

Будучи членом совета Товарищества передвижных выставок он проявлял заботу о своих учениках, отстаивал интересы молодых художников. Все его ученики говорили о Поленове с особым трепетом и уважением. Александр Яковлевич Головин писал в своих воспоминаниях: "Живопись Поленова явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом, тусклом фоне тогдашней живописи. Его палитра сверкала, и уже этого было достаточно для того, чтобы зажечь художественную молодёжь".

Символично, что в эти дни в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит выставка "Александр Головин. Фантазии Серебряного века", посвящённая  150-летию со дня рождения этого художника, который был одним из талантливых учеников Василия Дмитриевича Поленова.

Татьяна Дьякова