Усадьба Остафьево - Русский Парнас

  • Печать

Помни историю свою

Остафьево является примером на редкость гармоничного сочетания архитектуры и природы, столь важного для русского усадебного стиля. Глубокий овраг долины реки Любучи и изогнутое зеркало пруда отделяют усадьбу от внешнего мира, создавая ощущение интимности и уюта.

В документах начала XVII столетия эта местность впервые упоминается как пустошь сельца Никульского, а называлась она «Климово, Нечаево тож». Свое нынешнее название усадьба получила во второй половине XVIII века после присоединения её к соседней деревне Остафьево.

Среди хозяев земель были люди, известные в истории России. Это активный участник событий Смутного времени, руководитель дворянского ополчения, сражавшегося с польскими интервентами, боярин Прокопий Петрович Ляпунов; Пётр Апраксин – граф, государственный деятель, сподвижник Петра I; князь Яков Голицын – внук воспитателя Петра I Бориса Голицына. В 1751 году его сын Александр продаёт усадьбу промышленнику из крестьян Тульской губернии Козьме Матвеевичу Матвееву, который в 1758 году открывает в Остафьеве суконную фабрику, положившую начало распространенному впоследствии по всей округе прядильно-суконному делу.

После смерти купца его вдова Анисья Григорьевна построила в Остафьеве церковь Святой Троицы. Церковь была освящена в 1782 году.

В 1792 году владельцем Остафьева стал сиятельный князь Андрей Иванович Вяземский - потомок Рюриковичей, один из образованнейших людей своего времени, знал несколько иностранных языков, увлекался точными науками, любил литературу и искусство, англоман и масон, участник русско-турецкой войны. В чине генерал-поручика перешел на службу «по гражданской части» - нижегородским и пензенским наместником. Имение было куплено им через месяц после рождения наследника - сына Петра.

В 1800 году Андрей Иванович выходит в отставку и все силы посвящает строительству дома, переустройству усадьбы по своему вкусу, отдавая дань тогдашней моде на английские сады.

Хотя к концу XVIII в. усадебное строительство в Подмосковье уже утихает, но усадьба, по выражению Екатерины II, остается «опорой империи на местах». В этом заключается сущность русской усадьбы как художественного выражения человека-дворянина, так и проявлением его социального статуса. Усадьба - это художественная форма, которая выбиралась для создания среды вокруг дворянина, в которой он чувствовал  бы себя свободным, всесильным, счастливым.

На протяжении XIX века усадьба Остафьево принадлежала четырем поколениям князей Вяземских. Традиции усадебной жизни, её духовная атмосфера бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение.

В 1898 году усадьбу приобрел граф С.Д. Шереметев. В 1899 году к 100-летию со дня рождения            А.С. Пушкина в Остафьеве был открыт один из первых в России музеев, связанных с именем А.С. Пушкина; общедоступным музеем был объявлен и весь дом.

В 1911–1914 годах в парке были открыты памятники Н.М. Карамзину, П.А. Вяземскому, А.С. Пушкину, В.А. Жуковскому, П.П. Вяземскому.

После октября 1917 года музей был сохранен, на него в марте 1918 года комиссией по охране памятников старины под председательством Наркома просвещения А.В. Луначарского была выдана охранная грамота. В 1923 году Остафьево было объявлено Наркомпросом неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры музейного значения». Однако в 1930 году музей был ликвидирован. Его коллекции были рассредоточены по более чем 20 учреждениям страны, частично распроданы.

С 1930 по 1988 год на территории исторического памятника размещались различные учреждения: пионерский лагерь, госпиталь, санаторий Совета Министров СССР.

В советский временной период сильно пострадал парк, беспорядочные и хаотичные посадки привели к полной утрате его прежней планировки. Статус музея вернули в 1988 году в качестве филиала Пушкинского музея. В 1994 году был создан Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас».

Каждый год в июне проходят в музее-усадьбе пушкинские праздники поэзии. Они, как и столетие назад, начинаются службой в церкви Святой Троицы. После торжественного открытия гостей ждут новые выставки и литературные салоны, встречи с потомками Пушкина, писателями и поэтами.

Центром всеобщего внимания в этот день становится памятник поэту, стоящий на крутом берегу пруда среди вековых деревьев. Здесь, в старом остафьевском парке, особенно искренне и свежо звучат высеченные на пьедестале строки из «Евгения Онегина»:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины,

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны…

Поэтический мир усадьбы, восхитительная гармония, созданная ансамблем строгой классической архитектуры и лиричной русской природы, были созвучны струнам пушкинской души. Остафьево стало для поэта местом творческого вдохновения. Атмосфера домашнего уюта и душевного тепла, окружавшая гостеприимное семейство друга, вновь и вновь заставляло его возвращаться в усадьбу Вяземских наяву и в мыслях.

В.А. Красавин, соискатель ученой степени к. и. н., сотрудник Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас»