Анна Павлова - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Анна Павлова

(исторический рассказ)

Кто не знал ее? Кто не любил? Все русские гордились ею… Для балета, для всех танцующих она была идеалом. Для художников, композиторов, для балетмейстеров - вдохновением! В 22 года Анна Павлова стала первой солисткой Мариинского театра,  а еще через 3 года - прима-балериной…
… Дочь рядового солдата и прачки, она родилась в Петербурге. Среди скудных событий детства - одно было самым запомнившимся в жизни по силе и яркости - это балет П.И.Чайковского "Спящая красавица".

Анна Павлова училась в хореографической школе и танцевала в спектаклях с Ольгой Преображенской, Матильдой Кшесинской, Агриппиной Вагановой, но идеалом ее оставалась великая Мария Тальони. И еще никто не ведал, что после Тальони великой назовут именно ее - Анну Павлову. Она играла Никию в "Баядерке". Здесь она впервые заявила свою тему в искусстве - тему краткости человеческого счастья, его утраты, но и веры в него, борьбы за него, она верила, что эта тема откроет человеческую душу, трагическую и величественную.
Творчество Анны Павловой  вдохновляло выдающегося русского балетмейстера М. Фокина. Результатом их совместной деятельности явились два хореографических шедевра. 10 февраля 1907 года в Петербурге состоялась премьера одноактного балета "Шопениана", а 22 декабря того же года Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру "Лебедь" на музыку К. Сен-Санса (название "Умирающий Лебедь" она получила позднее). "Лебедь" вошел в биографию Анны Павловой навсегда. Ее последними словами (балерина не дожила несколько дней до своего пятидесятилетия) были: "Приготовьте мне костюм "Лебедя…".
25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре "Аполло" шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней, следуя привычным мизансценам. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки…
Творческие годы балерины, связанные с русской сценой, были самыми насыщенными. С феноменальной энергией, которую позже назовут "неистощимой энергией гения", Павлова разучивает новые балеты, совершенствует мастерство. Диапазон ее творчества огромен - бесконечная вереница прекрасных, удивительных, непохожих друг на друга образов.
С 1908 года Павлова постоянно гастролировала за рубежом; а с 1909 года  участвовала в знаменитых "Русских сезонах" Парижа, положивших начало ее мировой славы. Однако балет в России оставался доступным лишь узкому кругу людей, а Павлова неустанно повторяла: "Я хочу танцевать для всех". В 1911 году в Лондоне она создает собственную группу. С ней Павлова объехала весь мир, выступая в Европе, Америке, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, ряде стран Азии.
Триумф Павловой был триумфом русского балета, и сила его воздействия была неотразимой.
"…Все, не задумываясь, я бы отдала за маленькую дачку с нашей русской травой и березками где-нибудь под Москвой или Петроградом.
- Вы тоскуете по России? - тихо спросил я.
- Ужасно, мой друг, ужасно. До бессонницы, до слез, до головной боли, до отчаяния"… - писал, вспоминая свои беседы с Павловой, известный певец и артист А. Вертинский.
Когда Павлову однажды спросили, в чем она видит причину своей мировой популярности, балерина ответила: "В искренности моего искусства".
В память о великой русской танцовщице Парижская академия танца учредила премию Анны Павловой - для награждения ею лучшей балерины мира. Пять представительниц балетной труппы Большого театра СССР удостоены этой премии: первая среди них Галина Уланова (1958 год), затем Майя Плисецкая (1962 год); Екатерина Максимова (1969 год); Наталья Бессмертнова (1970 год) и Людмила Семеняка (1976 год).
"Над истинно прекрасным в искусстве время бессильно". Эти слова композитора и музыкального критика А. Серова, несомненно, можно отнести к творчеству и личности великой русской балерины А. Павловой. Она - сенсация века, русская Терпсихора, лебедь русской сцены.

Евгений Зиновьев