Рудольф Дизель - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Рудольф Дизель

Око истории

Фамилия Дизель давным-давно превратилась из имени собственного в нарицательное. Представить себе современный транспорт без мощного и экономического дизельного двигателя просто невозможно. Между тем по сию пору остается неразгаданной тайна смерти этого выдающегося человека, которая потрясла Европу в конце сентября 1913 года.
...Еще в конце прошлого века на суше и на море господствовала паровая машина. Она тащила за собой поезда, давала силу корабельным винтам и даже служила двигателем на первых автомобилях! Но все когда-нибудь кончается - закончился и век пара.

На смену отработавшей свое "старушке" паровой машине пришло детище немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля. Изобретенный им двигатель совершил настоящий переворот в технике. Но изобретатель понимал, что его детище не найдет применения на родине: своего жидкого топлива в Германии не было, а попытка заменить нефть угольной пылью окончилась безрезультатно... А вот в Англии и в России дизельные моторы нашли самое широкое применение. В Петербурге группа талантливых инженеров и техников даже создала русскую "нефтянку", у которой были более удачно, чем у немецкого "первенца", сконструированы топливный насос и форсунки. И тогда в Германии нашлись люди, которые бросили в лицо инженеру-изобретателю страшное обвинение в предательстве и даже государственной измене! Его несколько раз вызывали в суд для "объяснений"... К тому же конструктор навлек на себя гнев всесильного германского генералитета за категорический отказ участвовать в создании тогдашнего "сверхсекретного оружия" - огнемета...
...Дождливым вечером 29 сентября 1913 года из голландского порта Антверпен отплыл в Англию фешенебельный лайнер "Дрезден". На его борту среди прочих пассажиров был и 55-летний доктор Р. Дизель с сопровождающей группой бельгийских журналистов. В Лондоне ему предстояло присутствовать в качестве почетного гостя на торжественном собрании руководства корпорации, выпускающей "его" двигатели, а затем осмотреть завод. До позднего вечера Р. Дизель беседовал с журналистами - разошлись уже в двенадцатому часу. А когда утром стюард постучал в каюту Дизеля, он не получил ответа. Открыв незапертую дверь, стюард увидел, что каюта пуста! Поиски ничего не дали - доктор Рудольф Дизель исчез бесследно! Это загадочное происшествие вызвало настоящую бурю в тогдашней прессе. Но не успели утихнуть первые газетные дебаты о таинственном исчезновении изобретателя, как возникла новая сенсация: "Найден труп доктора Дизеля!", "Тайна гибели изобретателя раскрыта", - вот заголовки тогдашних европейских газет.
Что же произошло? В начале октября рыбаки из немецкого городка Флиссингена вышли в море... Забросили сети и вытащили труп хорошо одетого мужчины. Но море заштормило, огромные волны чуть было не перевернули перегруженную рыбацкую лодку. И рыбакам пришлось выбросить труп обратно в море, предварительно сняв с его пальцев кольца. Когда позже они сдали кольца властям города, то всему миру стало ясно, что утопленником был Рудольф Дизель! Началось следствие. Версии о самоубийстве, об ограблении (у Дизеля не было с собой никаких ценностей, если не считать злосчастных колец, которые рыбаки сняли с мертвого тела, да и саквояж доктора остался в каюте нетронутым) одна за другой не подтверждались. Осталась одна, наиболее вероятная: талантливый изобретатель стал жертвой, как мы бы сейчас сказали, заказного убийства. Киллер, по всей видимости, мог быть нанят владельцами угольных шахт, которые потеряли огромные доходы после появления нового экономичного двигателя, работавшего на нефтепродуктах. А может быть, эта была месть немецких генералов, не простивших "пацифистского" отказа инженера от сотрудничества? Гибель Рудольфа Дизеля так и осталась тайной.
Евгений Зиновьев, историк - краевед