Самоидентичность от рождения до старости - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Самоидентичность от рождения до старости

Уроки для родителей

Испугалась она и призадумалась: а вправду ли она Умная Эльза? И стала сама себя спрашивать: "Я ли это или не я?" И сама не знала, как ей на это ответить, и стояла она некоторое время в сомненье; наконец она подумала: "Пойду-ка я домой да спрошу, я ли это или не я? Они уж наверное знают".
Сказка "Умная Эльза"- Братья Гримм

Работая с детьми, наблюдаю трудность в описании себя - и внешности и своих черт характера. Это очень напоминает героиню сказки Братьев Гримм. Отвечая на вопросы: кто я? Какой я? - формируется база знаний о себе, благодаря которой мы соотносим себя с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живем. Описывая свои качества, ребенок таким образом видит в себе некую личность, определяет свой уровень культуры и свой менталитет, тем самым отождествляя себя с той или иной группой.

Задавая вопросы детям, иногда получаю ответ от мам, которые стараются сказать за своего ребенка, лишая возможности его выразить свои мысли и чувства, что может привести к непониманию себя, а это влечет страх и неуверенность в себе. И это очень напоминает сказку, приведенную выше: "Пойду-ка я домой да спрошу, я ли это или не я? Они уж наверное знают". Ведь мама лучше знает, что я чувствую и думаю, раз она за меня отвечает. У ребенка должно сложиться знание того, из каких разных частей состоит его личность, это и формирует его идентичность. Понимание и принятие себя необходимы для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.
Развитие идентичности личности непрерывно. Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадлежит Э. Эриксону, который показал, что этот процесс сопровождает человека на протяжении всей жизни. И "первичная идентичность" формируется в самых ранних взаимоотношениях между ребенком и его первым ухаживающим лицом. Мать в ранних симбиотических отношениях с ребенком выполняет функцию зеркального отражения ребенка и его потребностей, и в этом "зеркале" обозначаются контуры его собственного образа. Ребенок начинает определяться со своими границами и делит мир на "Я" и "не Я".
В ходе общения со взрослыми у детей формируется знание половой идентичности, и происходит это в период от 1,5 лет до 3. Благодаря полоролевому воспитанию, к этому времени дети могут знать о своей гендерной принадлежности. Акцент на игрушках, которые предлагаются ребёнку, игры и развлечения, модель поведения, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, - всё пропускается через призму его пола: "Ты будущий мужчина, мужчины не плачут"; "Разве девочки дерутся, ты будущая женщина". С возрастом спектр маскулинных и фемининных черт увеличивается, формируя фундамент самосознания гендерной идентичности.
Важной психологической поддержкой и опорой для каждого из нас является семья, которая эмоционально питает и защищает. Семья является источником жизненных сил, у ребенка складывается понимание своей принадлежности к данной семье, где его любят и ценят, это определяет семейную идентичность ребенка. Дети, лишенные возможности расти в семье, имеют низкий уровень психологической жизнеспособности. Их личная идентичность еще не сформирована, а семейная разрушается. Ведь принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного пути: "Откуда я?", "К чему я иду?".
Ребенок растет, и база знаний о себе расширяется. И его идентичность становится множественной. К выше перечисленному ребенок начинает себя осознавать как "Я-маленький" или "Я-большой". Возрастная идентичность является отождествлением себя с определенной возрастной группой, и она постоянно меняется. Застревание в "не своей" возрастной категории можно наблюдать, например, в несоответствии молодежного сленга и почтенного возраста. Для того чтобы определить, к какой возрастной категории себя относит человек, достаточно услышать, как он представляется: называет себя полным именем или прибавляет к нему уменьшительно-ласкательный суффикс. И иногда мы можем слышать от подростка, например, имя Анастасия, а от сорокалетней женщины - Настенька. Понимание своего возрастного соотношения является регулятором поведения человека в ситуации межвозрастного общения, так как каждый человек в большей или меньшей степени разделяет ценности той или иной возрастной субкультуры.
Одно из важных самоопределений - профессиональная идентичность. У более ответственных подростков наблюдаю чувство тревоги в выборе профессии. Они задаются вопросом: можно ли выбрать профессию на всю жизнь и как в ней потом не разочароваться? Смогу ли я себя реализовать в выбранной профессии? Вопрос и вправду не из легких, особенно для подрастающего поколения, так как понимание себя и своего места в жизни еще полноценно не сформировано. А выбранная нами профессия влияет на образ жизни, круг знакомств, характер человека. Профессиональная идентичность служит не только показателем профессионализма, но и определяет место в обществе.
Когда мы не понимаем, с кем себя идентифицировать, мы начинаем ориентироваться на внешнее окружение и его реакцию на нас. И, конечно, в этом много тревоги и страха. И если мы обратимся к нашему эпиграфу и вспомним чувства Умной Эльзы, то увидим слово - испугалась. Непонимание, кто Я, незнание своего места в жизни, влечет неуверенность в себе и угрозу от окружающего мира, так как любая негативная реакция может психически разрушить субъект. Если мы на работе не уверены в своей профессиональной идентичности, то мы будем смотреть на реакцию окружения и пытаться понять, соответствуем ли мы своей профессии. И это очень напоминает героиню нашей сказки: я это или не я? Профессионал я или не профессионал? Они-то уж точно знают.
Мы отождествляем себя и с социальной, и с религиозной группой, а еще определяем свою принадлежность к тому или иному этносу. Мы также себя идентифицируем с такими социальными ролями, как: я-родитель, я-ребенок, я-внук и т.д. - в зависимости от ситуации. Дома со своими детьми мы принимаем роль родителя, со своими родителями позволяем себе быть ребенком. Это происходит непроизвольно, не требует от нас никаких затрат или напряжения для переключения с одной роли на другую. Более того, в транспорте мы идентифицируем себя с пассажиром, в магазине с покупателем, и в соответствии с этими ролями мы удовлетворяем свои потребности и принимаем на себя некие обязательства. Идентичность дает нам возможность переживать непрерывность своего Я. Мы постоянно находимся в данном процессе. Понаблюдайте за собой на примере просмотра захватывающего фильма: за какого героя Вы переживаете? Кто именно Вас волнует? Мы невольно себя идентифицируем с тем или иным героем картины и начинаем ярче проживать события в кино.
Идентичность человека - характеристика довольно гибкая, зависящая от множества разнородных факторов и переменных.

Татьяна Митрохина, психолог Климовского центра "Гармония"