Роль родителей в формировании самооценки ребёнка - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Уроки психологии

"Свет мой, зеркальце! Скажи
   Да всю правду доложи:
   Я ль на свете всех милее,
   Всех румяней и белее?"

Мы помним произведение А.С. Пушкина  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Это хороший пример  низкой самооценки. Люди, не уверенные в себе, постоянно испытывают потребность в отражении со стороны, им необходима похвала и одобрение и тем самым подтвердить себя в статусе превосходства. Отсутствие ожидаемого восхищения воспринимается как непринятие, и любая критика вызывает недовольство и обиды, а может сопровождается вспышками гнева.

Хочется обратить внимание на метафору зеркала. Адекватное отражение мамой своего малыша, его чувств и поступков, позволяет видеть себя как будто в зеркале. С самого рождения ребенка задача мамы проявлять эмпатическое отражение своего чада, что дает ему чувство уникальности и всемогущества. В раннем детстве самооценка формируется родительскими высказываниями и установками, дети безоговорочно верят всему, что говорят значимые для них взрослые. Например, ребенок сконструировал что-то самостоятельно, и родители отреагировали похвалой и радостью. Это формирует в ребенке понимание своих возможностей. Если же от родителей не последовало никакой реакции, то у ребенка не складывается понятие ценности своего труда и достижений. Так же важно отражать и "негативные" переживания. Сверхзаботливые родители пытаются обезопасить своих детей от них. И, например, на реакцию страха ребенка пытаются его либо успокоить, либо высмеять, что еще хуже. Ребенок начинает сомневаться в своих чувствах при повторных их проявлениях. И не прожитые страхи могут деформироваться в фобии или навязчивые состояния, так как родителями было проигнорировано данное переживание, ребенок перестает чувствовать себя в безопасности и ощущает себя эмоционально брошенным. Ощущение ребенка, что его видят и слышат, формирует здоровое отношение к себе, осознание своего тела, своих возможностей и адекватное восприятие себя в окружающем мире. Это все приводит к реалистичному росту амбиций, что характеризует адекватную самооценку, а ее основу закладывают именно родители. Детям важно видеть как отреагирует мама и папа на его поступок, благодаря чему ребенок начинает оперировать такими понятиями как "хорошо" и "плохо", давать оценку своим поступкам.
В работе с подростками встречаюсь с таким запросом: как быть услышанным родителями?
Родители говорят своим детям, что они малы для высказывания своего мнения и требуют при этом быть взрослыми. Подросток сталкивается с запретом на выражение своих мыслей и взглядов. Если в более раннем возрасте ребенок мог с этим смириться, то со временем подросток начинает противостоять, делая попытку отстоять свое право на самостоятельность, а родителями это воспринимается как упрямство. Психика требует развития, а родительская "любовь" и "забота" в подобном проявлении лишает его такой возможности, формируя в ребенке пассивность и чувство конформности, что во взрослой жизни мешает ему отстаивать свои потребности и ценности, лучше приспособиться. А ведь запрет на выражение собственного мнения воспринимается ребенком как директива: если хочешь, чтобы тебя любили и одобряли родители - не думай! Истощенное сознание ребенка недостаточно сильное, чтобы отстаивать свою собственную позицию, и сопротивляться навязанным ему ценностям родителей не предоставляется никакой возможности. Впоследствии сформированный родителями в ребенке конформизм может проявляться у их отпрыска с отождествлением его с ценностями других, и не факт, что маме или папе понравится этот выбор. Подросток, не обладающий чувством самоценности, практически не имеет личных ориентиров. Он соизмеряет свою жизнь не с тем, что является ценным и важным лично для него, а с тем, что ожидают от него окружающие, так научили его родители.
Дети с низкой самооценкой, у которых отсутствует поддерживающая среда, ищут признания от окружения, как Пушкинская царица из сказки о семи богатыря. Человек, неуверенный в своей ценности, часто прибегает к этому способу, так как он хочет привести доказательства всему белому свету в пользу того - что он ценен и хорош.
Сформированная в ребенке завышенная самооценка за счет преувеличения родителями заслуг своего чада, тоже может иметь негативные нюансы. Результатом чрезмерного обожания и захваливания малыша станет недоумение, обида или даже агрессия при столкновении его с реальной действительностью.
В раннем возрасте иметь завышенную самооценку  - это нормально.  Это означает, что кроха растет в любящей семье. Со временем круг общения ребенка расширяется, малыш начинает контактировать с другими взрослыми и другими детьми,  Ребенок растет, и вместе с ним растут и требования к нему со стороны родителей и окружения.
И завышенная и заниженная самооценка искажает собственный образ, что отражается на  реакции на свои успехи и неудачи, на самореализации. Люди с адекватной самооценкой имеют внутренний стержень личности, который составляет ее суть, поэтому они более успешны, так как сформированный внутренний "Я-образ" является неким фундаментом личности, от которого зависит, как он управляет своей жизнью.
Нам, любящим родителям, хотелось бы обеспечить своего ребенка эмоциональной поддержкой, своей заботой и вниманием. И вот некоторые условия, позволяющие сформировать адекватную самооценку ребенка:
1. Старайтесь отражать чувства ребенка во всех их проявлениях. Похвалой - радость, интерес, стремление постичь что-то новое, и обязательно обсудить такие чувства, как грусть, злость, страх и то, что их вызвало. Не старайтесь игнорировать эти переживания.
2. Не давайте ребенку непосильных заданий. Постоянное пребывание в ситуации неуспеха формирует и закрепляет в детском сознании свою несостоятельность.
3. Радуйтесь достижениям вместе с ребенком, но также не забывайте поддерживать в неудачах, сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки.
4. Не сравнивайте малые успехи своего ребенка с большими успехами других детей. Лучше сравнивать его предыдущие достижения с настоящими, обращая внимание на прогресс или регресс.
5. Обсуждайте с ребенком его поступок, а не самого ребенка, отделяйте поступок от личности.
6. Обращайте внимание на уникальность каждого человека, с уважением говорите о культурных, физических и более тонких различиях между людьми. У ребенка это сформирует принятие других и чувство собственной уникальности, что его любят не за что-то, а за то, какой он есть.
На фоне сформированной адекватной самооценки ребенок обретает самоценность - это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.

Т.А. Митрохина, психолог  Климовского центра социальной помощи семьи и детям "Гармония"