Благоухание подвига - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Благоухание подвига

Помни историю свою

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов школы, затем ФЗУ (фабрично-заводское училище), работал слесарем-лекальщиком на заводе. После службы в Советской Армии в 1937 г. окончил авиационную школу авиатехников, а в 1939 г. авиационную школу лётчиков. Так он стал лётчиком 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. В 1941 г. старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Летая на истребителе МиГ-3, он вникает во все конструктивные недостатки и дефекты самолёта: ему до всего есть дело. Он подсказывает полковому инженеру, где допущены ошибки при ремонте и сборке машины, показывает, что фонари мешают лётчикам и приводит пример, что лётчик Леонид Дьяченко не смог открыть сдвижную часть фонаря, чтобы выброситься с парашютом из подбитого МиГа, и только у самой земли ему удалось выровнять самолёт. Через короткое время на авиазаводе, на котором изготавливались МиГи, фонари кабин уже не ставились. Это спасло многим лётчикам жизнь (книга "Покрышкин", М., изд-во "Молодая гвардия", 2005 г.)

… Таким образом, неутомимый и целеустремлённый Александр Покрышкин одним из первых освоил новый для того времени МиГ-3. 23 июня 1941 г. он не вернулся из первой авиаразведки. Лётчики из эскадрильи посчитали его пропавшим без вести или погибшим. Он был сбит немецким "мессершмитом". Повредив ногу при спуске на парашюте, офицер с трудом передвигался, но постоянно повторял: надо идти, надо идти… И он дошёл до железнодорожной станции, последний эшелон вывез его к своим. На четвёртый день летчик вернулся в полк. В санчасти у Александра Ивановича впервые с начала войны появилось время для раздумий. Это было начало "познания себя в бою"; у Покрышкина была врождённая склонность к осмыслению каждого события… Александр Иванович покупает общую тетрадь в сельском магазине и на ней пишет заголовок: "Тактика истребителей в бою"… "Бой требует мысли, ребята, - так говорил Покрышкин своим лётчикам-однополчанам. Уже тогда он пришел к выводу о необходимости строить боевой порядок в составе пар и четвёрок, о рассредоточении пар по фронту и высоте, о вертикальном манёвре, о внезапной атаке на большой скорости, которую он назвал "соколиным ударом", о прицельном, безошибочном огне" (А. Тимофеев, "Покрышкин", М., изд-во "Молодая гвардия", 2005 г.). Так родилась формула победы в воздушном бою. "Огонь венчает атаку", - говорили фронтовики. И Покрышкин эту величину поставил последней, завершающей формулу победы. Александр Иванович непрерывно сам учился и учил своих подчинённых. Он чертил схемы, делал расчёты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Лётчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли "воздушной академией" (книга "Люди бессмертного подвига", Политиздат, 1973 г.). В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Закавказье, в запасной авиаполк, третий по счёту. Разместив эскадрилью в общежитии, Покрышкин направился на аэродром ознакомиться с материальной частью. У стоянки самолётов увидел подполковника Дзусова, командира авиаполка. Он сказал Александру Ивановичу, что полку приказано переучиваться на освоение американского самолёта "аэрокобра". Этот самолёт был оснащён пушкой калибра 37 мм, двумя крупнокалиберными скоростными пулемётами и четырьмя пулемётами нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. У самолёта был недостаток - срываться в штопор из-за задней центровки. Американские лётчики из-за этого боялись летать на этом самолёте… Успешно освоив самолёт "аэрокобра", Александр Иванович летал на нём до конца войны. Весной 1943 года полк принял участие в боях на Кубани, в которых был опробован метод маятникового полёта при патрулировании и боевой порядок "этажерки". Он был схож со ступеньками крыльца, уходящего от ведущей пары в сторону и вверх. Маневренность пар и всей группы была также высока, как и одиночного самолёта. А это очень важно было для стремительности выполнения атак нашими истребителями и срыва вражеских. Именно тогда, на Кубани, зазвучало имя Александра Покрышкина в военных сводках. Только в одном воздушном бою 12 апреля 1943 года Александр Иванович сбил 7 "мессершмитов" противника. 24 мая 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника командиру 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Второй медалью "Золотая Звезда" гвардии майор А.И. Покрышкин удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых немецких самолётов (книга "Герои Победы", изд-во Голден-Би, М., 2010 г.). Александр Иванович участвовал в боях над Чёрным морем и Днепром. К этому времени Покрышкин был автором многих тактических приёмов для истребителей, которые затем распространялись на всех фронтах. В апреле 1944 года Гитлер поставил перед своими войсками задачу удержать Румынию, сохранить для рейха стратегические запасы нефти. Под городом Яссы в наступление были брошены десять немецких танковых дивизий. Развернулось здесь и ожесточённое воздушное сражение. В этих боях приняла участие 9-я гвардейская Мариупольская истребительная авиадивизия под командованием дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника А.И. Покрышкина… У немцев это была последняя, решительная попытка вернуть господство в воздухе…Английский историк авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы" писал: "В начале мая 1944 года немцы нанесли сильный контрудар в районе города Яссы. Для обеспечения поддержки с воздуха они собрали лучшие истребительные эскадры Люфтваффе. Их соперниками были такие ассы, как Покрышкин, Кожедуб, Клубов, Речкалов. Когда они встретились в воздухе, сражение по своей свирепости и напряжённости напоминало бои на Курской дуге. С утра до вечера воздух стонал и гудел от рёва моторов… Здесь были: и пикировщики Ю-87 Рудделя; три группы 52-й эскадры истребителей; участники Кубанской битвы: лейтенант Эрих Хартман и майор Герхард Баркхорн". 31 мая 1944 года сражение разгорелось ещё сильнее. В 15 воздушных боях участвовало 196 "аэрокобр" против 408 немецких самолётов. Покрышкинцы сбили 30, подбили - 9 (ЦАМО, ф. 2046, оп. 1, д. 23, Л.16). К началу июня 1944 года Покрышкин совершил 500 боевых вылетов; в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года "За образцовое выполнение боевых заданий командования и героические подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками командир 9-й гвардейской авиадивизии гвардии подполковник Покрышкин был удостоен третьей медали "Золотая Звезда". Этим же Указом предписывалось "соорудить бронзовый бюст с изображением Покрышкина и соответствующей надписью; установить бюст на постаменте в виде колонны в Москве при Дворце Съездов". Бюст А.И. Покрышкину был открыт 6 ноября 1949 года в его присутствии в Новосибирске.
Так в нашей стране первым в созвездии кавалеров "Золотой Звезды" стал трижды Герой Советского Союза офицер А.И. Покрышкин… Свой боевой путь он продолжал после этого события от Вислы к Одеру и далее к Берлину, совершив последний боевой вылет над Прагой. После Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин с отличием окончил академию им. М.В. Фрунзе, а затем с золотой медалью - академию Генерального штаба; занимал ответственные должности в войсках ПВО Министерства обороны СССР; являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-9 созывов; награждён 4 орденами Ленина; орденом Октябрьской революции; 4 орденами Красного Знамени; 2 орденами Суворова II степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями и 4 иностранными орденами. Покрышкин - автор книг: "Крылья истребителя" и "Небо войны".
Шестого марта 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения Покрышкина. К юбилею героя также в Новосибирске на станции метро "Маршала Покрышкина" был установлен его бюст. В самом центре станции над посадочной платформой разместили модель самолёта "Аэрокобра", на котором воевал Александр Иванович. В этот же день прибывший в Новосибирск Президент РФ Владимир Путин возложил букет красных роз к подножию бюста Покрышкина на площади Свердлова.
Советский лётчик-ас Александр Покрышкин является вторым по результативности пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. В период войны он совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолётов противника…. По рассказам сослуживцев Александр Иванович очень любил цветы: ромашки, васильки; а на Кубани - пионы, ирисы. 26 апреля 1986 года учёный Совет ВНИИ селекции и семеноводства принял решение лучший отечественный сорт ириса назвать именем прославленного лётчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Покрышкина. Вся жизнь Александра Ивановича овеяна благоуханием подвига, любви, жертвенности во имя победы над ненавистным врагом…
Память о нём бессмертна.

Евгений Зиновьев