Практика «Высокого жития» - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Практика «Высокого жития»

ЗА православие

26 января Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя откроются XXII Международные Рождественские чтения, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

К этому торжественному и важному событию православный мир начал  подготовку еще в прошлом году. Например, одиннадцатые Московские областные Рождественские образовательные чтения на тему: "Духовное наследие преподобного Сергия в истории современной жизни России" открылись уже в ноябре 2013 года. Это мероприятие стало доброй традицией в совместной работе по духовному воспитанию подрастающего поколения учреждений светского образования и воскресных школ при православных храмах.

"Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее" - так назывался реферат, который я как прихожанка храма священномученика Сергия в г. Климовске подготовила в рамках Рождественских чтений по благословению настоятеля нашего храма иерея Олега Демидова. Хочется надеяться, что идеи "высокого жития", которые проповедовал Сергий Радонежский, не оставят равнодушными наших читателей и стремление к нравственному самосовершенствованию возрастет в их душах с удвоенной силой.

Татьяна Мельникова

 

Свой материал мне хотелось бы начать словами замечательного русского прозаика В.Г. Распутина: "Пытаться говорить о Сергии Радонежском - это, по ощущениям, сметь войти в область запретного, неизъяснимого по своей природе, немогущего быть изреченным. Телесные черты великого святого земли Русской стерлись и давно заменились духовным портретом, тот лик, который знаем мы по иконам,- это оттиск на нетленной плащанице народной памяти, проступивший из общего взгляда и запечатлевшийся из обратимости необратимого. Наш язык для вызывания духа "земного ангела" и "небесного человека" тщетен, для этого нужна родственность особого рода".

Обращаясь к заданной теме Рождественских чтений, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, я вдруг поймала себя на мысли о том, что мне ни разу не встречались книги с его высказываниями, проповедями. Это уже потом, читая Житие Святого, поняла почему - вся его жизнь была учением.

Об этом очень хорошо сказал в своей статье "Преподобный Сергий Радонежский. Все учение - жизнь" современный историк С.В. Перевезенцев. "Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в XIV-XV вв., было положено под Москвой, в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 - 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского - это его жизнь. Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь Сергий Радонежский, стремясь к "жизни во Христе", ввел идею и практику "высокого жития" как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам "иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную", "смирением украшать себя", "единомыслие друг с другом хранить", "ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". По сути дела, в этом завещании в краткой форме выражены все главные составляющие идеи "высокого жития". Проповедуя "высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов… Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но в то же время Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию.

Немаловажным условием "высокого жития" были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Необходимой составляющей "высокого жития" являлась идея "внутренней" духовной свободы, как высшей степени свободы вообще… Суть этой идеи в следующем. Человек под действием благодати Святого Духа способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но одновременно многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.

"Внутренняя свобода" - это высшая степень свободы потому, что человек в своих помыслах и поступках максимально приближается к Божественному образу. Никакая другая разновидность свободы, а особенно та свобода, которая установлена в человеческих законах, не может сравниться со свободой "внутренней". Ведь если в сердце человека живет Божия Благодать, то ничто не может помешать ему быть свободным, ибо под воздействием этой Благодати человек совершает именно те поступки, которые внушены ему Самим Господом".

Вот такое богатое духовное наследие оставил нам преподобный Сергий Радонежский. Как писал историк В.О. Ключевский: "Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия…".

Сейчас семимильными шагами ступает по Земле XXI век. И, несмотря на идеи потребительства и эгоцентризма, к сожалению, в нем преобладающие, духовный свет молитвенника земли русской, совести русской нации, неизменно освещает путь каждого из нас. И часто не зависимо от нашего желания и воли.

Помню первое посещение Троице-Сергиевой лавры, основателем которой является Сергий Радонежский. Именно там я впервые (ввиду своего атеистического тогда воспитания) зашла в церковь. Из-за горевших свечей мне показалось там душновато, я быстро вышла из храма. А к мощам Сергия Радонежского и вовсе постеснялась приложиться. Прошло какое-то время, и во мне родилось неодолимое желание принять Крещение. С тех пор прошло уже 25 лет, я прихожанка климовского храма, названного тоже в честь Сергия, только священномученика Подольского. Но когда прихожу в церковь, то обязательно ставлю свечи и к образу Сергия Радонежского, прося его молитв о внуке Сергии. И только сейчас меня осенила мысль о том, что моя дорога к храму началась именно в тот далекий день, когда я смущенно стояла в двух метрах от раки преподобного Сергия Радонежского.

А для директора нашей воскресной школы С.И. Худяковой Сергий Радонежский является покровителем для всей ее семьи. "Он незримо пребывает с нами, - говорит Светлана Ивановна, - и очи духовные открываются. Путь духовного очищения именно с него начался. Преподобный Сергий всю жизнь поддерживает меня и в моей педагогической деятельности. А когда у дочери резко начал снижаться слух, мы поехали в Троице-Сергиеву лавру просить молитв Сергия Радонежского. И все чудным образом устроилось: сейчас дочка учится на певицу. Кстати, своего старшего сына мы с мужем назвали в честь святого Сергия Радонежского. А еще преподобный как будто берет меня за руку и ведет к другим святым, например, к Серафиму Саровскому".

 

"Что значит Сергий Радонежский для Вас как для человека и как для священнослужителя?" - задала я вопрос настоятелю храма сщмч. Сергия в г. Климовске иерею Олегу Демидову.

Вот что он мне ответил: "Для любого русского человека фигура Сергия и в историческом, и в духовном, и в политическом плане является знаковой. Потому что он стал родоначальником новой духовной школы, московской школы. Преподобный Сергий проводил определенным совершенным образом свою духовную жизнь удивительную, потрясающую и непередаваемую. И самое главное, он воспитал учеников, которые этот образ жизни, этот ход мыслей, образ духовности разнесли по всем пределам нашей великой необъятной Родины. Он явился эпицентром такой удивительной консистенции духовной жизни, которая была посвящена уже свету Христову. Но преподобный Сергий придал ей новое качество, русскую глубину. Поэтому для всех людей, живущих на нашей земле, на Святой Руси, эта фигура абсолютно знаковая и очень во многом определяющая. Недаром многие так противляются этому образу духовности. И это нормально.

Что же касается моей жизни, то я тоже все больше чувствую его незримую помощь. Ведь недаром Сергия Радонежского именуют игуменом земли русской. И конечно, при устроении храма, прежде чем приступить к работам, мы ездили на поклонение в Троице-Сергиеву лавру к преподобному и испрашивали его благословение на это. Молились ему, чтобы он помог устройству храма. Милостью Божией, молитвами преподобного храм воздвигнут и, самое главное, живет.

И конечно же, наш приход старается достойно встретить 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Запланированы поломнические поездки в Троице-Сергиеву лавру на поклонение мощам преподобного Сергия, проводятся праздничные мероприятия в нашей воскресной школе, в том числе и с участием детей других воскресных школ и наших социальных подшефных организаций. Мы, например, стали инициаторами организации просмотра спектакля Большого областного драматического театра "Сергий Радонежский" в Подольске. Обратились с этим предложением к Благочинному Подольского благочиния Олегу Сердцеву. И с его благословения два спектакля этого театра будут сыграны в Подольске в ДК "Октябрь" для всех желающих поглубже узнать о Сергии Радонежском. Я его смотрел еще лет пять назад. Замечательный спектакль.

Налаживаем взаимную просветительскую работу между воскресной школой, школьными и детскими учреждениями города, Климовским центром социальной помощи семьи и детям "Гармония", проводим беседы и единые классные часы на тему: "Жизнь положить за други своя" о жизненном подвиге святого Сергия. По-семейному душевно прошла встреча  в рамках ежегодной акции "Согреем детские сердца". Интересной была встреча протоиерея Владимира Янгичера, настоятеля Христо-Рождественского храма с. Иудино (Сергиево-Посадское благочиние) с учащимися воскресной школы и школ города на темы: "Моя святая мама" (для детей 9-11 лет), и "10 заповедей: техника духовной безопасности" (для детей 14-18 лет). В планах организация конкурса и выставок творческих работ учащихся воскресной школы и школ города, посвященных памяти великого святого. Серия мероприятий пройдет и в 2014 году".

Как важна сегодня такая просветительская работа особенно среди молодежи, которой предстоит строить будущее России. И, как писал Валентин Распутин, "такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье всех времен. Когда окаянство в России принялось одолевать, пришли Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и вновь указали переправы через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах. Много тяжкого ждет его впереди, особенно в ближайшие годы, но не оставят его Великие Путеводители, когда обратится он к ним за просвещением".

А завершить свой материал мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Кирилла: "Для того, чтобы мы могли все жить в мире, нужно уметь научиться себя отдавать другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является его скрепой, что является фундаментом его единства и благополучия… Господь даровал нам этого великого угодника Божия, чтобы мы молились ему, каждый о своем. Но все вместе, как Церковь, мы должны молиться о нашем общем Отечестве, об исторической Руси, чтобы никакие перипетии, искушения и соблазны не разорвали единое тело Святой Руси, чтобы сохранялась единая Церковь, чтобы благодать Божия всегда была с нами, чтобы народ наш никогда больше не отступал от веры, чтобы память о святом Сергии Радонежском помогала и нам, людям XXI века, преодолевать трудности и соблазны мира сего, как помогала она современникам Преподобного совершать великие подвиги".

Татьяна Мельникова