Русскому парнасу - 25 лет (Продолжение) - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Русскому парнасу - 25 лет (Продолжение)

Помни историю свою

Сегодня остафьевский музей - это один из уникальных усадебных комплексов новой Москвы с развитой инфраструктурой, с прекрасными фондовыми коллекциями и единственным в России кабинетом медали.

Но становление музея проходило в трудных экономических условиях, не всё и не всегда было спокойно в истории его становления. Были времена, когда главный дом не освещался и не отапливался, так как средства на оплату коммунальных услуг не выделялись. Несколько раз музей пытались закрыть, зарплаты сотрудников были низкими, музей не жил, а выживал.

Однако, благодаря поддержке и участию друзей и единомышленников, усадебный комплекс удалось сохранить.

 

Администрация Подольского муниципального района во главе с Николаем Петровичем Москалёвым оказала содействие в получении основополагающих документов. Музей первым получил свидетельство на бессрочное пользование землями площадью 38,3 га. Администрацией района в фондовое собрание были подарены замечательные редкие книги, гравюры, картины, предметы декоративно-прикладного искусства.

Музей благодарен администрации поселения Рязановское, АО "Щербинский лифтостроительный завод", АО "Щербинский завод электроплавленых огнеупоров", АО "Щербинская типография", фирме "ВИОЛе-М" и многим другим, постоянно оказывающим помощь и поддержку.

Первым этапом в проведении реставрационно-восстановительных работ стало создание нового фондохранилища, отвечающего мировым требованиям, с открытым хранением уникальных предметов, с современными кабинетами для научных сотрудников. Фондовые коллекции - это основа каждого музея. Фонды постоянно пополняются новыми предметами, среди них поступают в дар предметы от организаций и частных лиц. Мы выражаем искреннюю благодарность и признательность всем дарителям.

Сегодня реставрационно-восстановительные работы усадебного комплекса находятся на завершающем этапе. Отреставрированы два флигеля и галереи. В главном доме ведутся отделочные работы. Кровлю главного дома венчает восстановленный бельведер, фронтон украшен фамильным гербом князей Вяземских, отреставрированный фасад дома органично вписался в общую концепцию архитектурного ансамбля. В регулярном парке отреставрированы памятники, сформированы боскеты, воссозданы еловая и березовая рощи, липовая роща кенконс, Марсово поле, беседка "Храм Аполлона".

Несмотря на реставрацию, музей не закрывал свои двери для посетителей. Постоянно открывались новые выставки и экспозиции, представляющие посетителям возможность знакомиться с историей Остафьева, ее владельцев и гостей.

Усадьба стала центром культурного, нравственного, экологического и эстетического воспитания. Совместно со школами, гимназиями, лицеями проводятся: "День лицея", "День знаний", "Выпускные вечера", экскурсии и лекции по усадьбе ''Остафьево''. Все больше посетителей привлекают фестивали, конкурсы, творческие вечера, литературные и музыкальные гостиные.

Стало хорошей доброй традицией отмечать с 1982 года по инициативе администрации Подольского района в первое воскресенье июня на территории усадьбы пушкинские праздники поэзии; тысячи любителей русской словесности приезжают в музей со всех уголков нашей великой Родины. Это разнообразные литературные и музыкальные гостиные, новые выставки, вернисажи художников, мастер-классы, ярмарки.

С 2010 года в третье воскресенье сентября музей отмечает День Карамзина. Посетители являются участниками исторических событий, разыгрываются спектакли, проходят реконструкции, звучит старинная музыка и слово Карамзина - главы из "Истории государства Российского".

Сегодня музей принимает более 200 тысяч человек. У нас есть свой посетитель, который приходит в усадьбу постоянно и каждый раз открывает для себя много нового и интересного.

Для музея важно знать впечатление гостей усадьбы о новых выставках и открывающихся экспозициях, узнать о качестве экскурсионной работы. Свои пожелания посетители оставляют в Книге отзывов и на сайте музея. Сотрудники регулярно их изучают, анализируют и прилагают все усилия для улучшения качества работы.

Особенно хочется отметить издательскую деятельность музея. Она отличается дифференцированным подходом и учитывает все категории гостей усадьбы. Особой популярностью пользуются тематические брошюры и буклеты, путеводители, открытки с видами усадьбы, а также научные издания - Остафьевские и Карамзинские сборники, каталоги. Значимым достижением стал выпуск красочного подарочного альбома-хроники "Государственный музей-усадьба "Остафьево" - "Русский Парнас", посвященного юбилею.

В музее постоянно проходят научные конференции, создаются новые концепции экспозиций и выставок, идет работа с архивными документами, есть свой архив, прекрасная научная библиотека, методический кабинет, где можно ознакомиться с материалами, посвященными разным аспектам музееведения, здесь осуществляется подбор и систематизация методических материалов, необходимых для работы сотрудников.

Все эти достижения и преобразования стали возможны благодаря слаженной команде единомышленников и профессионалов - коллективу Государственного музея усадьбы "Остафьево" - "Русский Парнас" во главе с директором музея, заслуженным работником культуры России Анатолием Семёновичем Коршиковым. Для многих сотрудников работа в музее стала смыслом их жизни. Более 20 лет в музее трудятся Баландина Н.Г., Демакина В.И., Иванова Н.С., Рябина С.М., Карнишина Л.М., Коняхина Н.Н., Тихонова Г.В. Рядом с опытными сотрудниками в коллективе работает и молодежь, которая сохраняет лучшие традиции музейной профессии.

Много сделано за двадцать пять лет. Но итоги подводить рано. Еще предстоит работа по созданию постоянной экспозиции музея, реализации проектов по восстановлению суконной фабрики князей Вяземских, реставрационных мастерских, парковых архитектурных форм. Для наших гостей планируется открытие художественных салонов, кафе, гостиницы с парковкой.

Государственный музей-усадьба "Остафьево" - это живой организм, который постоянно развивается и не останавливается на достигнутом.

С юбилеем, МУЗЕЙ, новых тебе побед и свершений.

Т. Мокеева