Характер ребёнка и его коррекция - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Характер ребёнка и его коррекция

Семья и общество

Все дети обладают собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни.

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают влияние наследственность, воспитание, поведение родителей, окружение (детский сад, школа и т. д.). В начале жизни у ребенка есть наглядный пример для подражания - его родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Когда круг его общения расширяется, ребенок осознает, что в мире много других людей, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Ребенок, даже годовалый, - это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Они редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. Темперамент ребенка - это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Уже в дошкольном возрасте вырисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Они развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка.

В характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. Недостатки характера - это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время.

В категории привычных недостатков характера ребенка выделяют два их вида: проявляющихся в учебной деятельности ребенка и в отношении его к себе и другим людям. Рассмотрим некоторые из них. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид - эгоизм.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых по следующим причинам. Общество построено на труде. Трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. Лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к самостоятельной жизни. Кроме того, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром говорят, что праздность - мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? Некоторые родители ограждают своих детей от любого труда, тем самым воспитывая в них лентяев. Ребенка следует приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Ребенок может стать ленивым и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков же важно преодолеть мнение, что учеба - это деятельность для маленьких детей и "зубрил", а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

Понятие "пассивный" раскрывается как "непроявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни", а также "зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности". Пассивность вызывается комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Некоторые дети имеют избирательную интеллектуальную пассивность. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах. Есть дети с общей интеллектуальной пассивностью. Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре.

Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь или переутомление. Вялое поведение ребенка должно заставить родителей в первую очередь исключать возможность заболевания. Причем важно существенно укрепить ребенка, оздоровить его. Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние задания, избыточная развлекательная информация: в т.ч. слишком частый просмотр фильмов, компьютерные игры и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих впоследствии к полной пассивности учащихся в отношении учебы и других видов деятельности. Это нередко случается со школьниками - подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Пассивное поведение школьников может быть связано с некоторыми психологическими особенностями. Они возникают при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные дети часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям.

Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива.

Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой группы, в выполнении общественных поручений.

Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее. Называется это организованностью. Воспитание и самовоспитание организованности начинается с повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца. Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня. Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить чувство времени. В основе воспитания повседневной организованности лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности. Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной, но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных жизненных целей. Среди старшеклассников имеются инфантильные личности, откладывающие на неопределенное время или перекладывающие на родителей решение проблем своего жизненного самоопределения и выбора профессии. Взрослым не следует снисходительно относиться к инфантильности великовозрастных детей, так как нежелание участвовать в решении проблем своей будущей жизни чревато в дальнейшем многими жизненными трагедиями.

Для преодоления инфантильности у школьников в юношеском возрасте требуется серьезная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера.

Настойчивость - необходимая черта характера человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых / далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Так, даже среди старшеклассников отмечается достаточно много молодых людей, откладывающих в долгий ящик решение вопроса о своей профессии. Еще больше школьников, которые определили профессию, но не проверили свои способности и не начали подготовку к овладению избранной специальности. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников. От родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы. Небрежное дело не следует принимать, а добиться переделки. В труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и станут переживать радость успеха. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

Эгоизм часто встречается в жизни у детей и взрослых. Эгоист - это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей.

Жизненная направленность эгоиста - собственное "Я", личное преуспевание нередко за счет других. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм и пр.

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее "совершенство" (способности, ум, характер).

Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку из-за занятости своими проблемами и делами. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни ребенок или взрослый человек ставит свое индивидуальное "Я". Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой ребенок требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него.

У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или части его. "Семейный" эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением привлечь к себе внимание окружающих, прикрыть неблаговидный проступок, лживостью самих родителей и их необязательностью. Родителям следует своевременно замечать попытки лжи и стараться предупреждать пользование её результатами, избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности, исключать запугивание. Основным методом перевоспитания лживости выступает метод установления истины, когда крайне важно установить правдивую картину проступка ребенка, чтобы во всем разобраться и принять правильное решение.

В случае, когда у ребенка нет реальных возможностей завоевать популярность среди сверстников (слабая успеваемость, отсутствие умений и навыков в какой-либо деятельности или общении, слабая эрудиция), он начинает хвастать несуществующими возможностями или приобретениями, что может привести к воровству. В этом случае ведущим направлением перевоспитания детей с проявлением лживости является раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение высокого статуса среди ровесников на основе положительных качеств и обогащение опыта отношений.

В заключение несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям в коррекции поведения ребенка.

Поведение ребенка имеет в своей основе причину. Зачастую в диалоге дети сами проговаривают свою потребность, просто нам некогда их слушать. Постарайтесь выяснить для себя причину поведения детей.

Важно не уязвить самолюбие ребенка, не говорить обидных слов. Находите на каждое отрицательное качество ребенка два положительных.

Не жалейте добрых слов своим детям. Чаще признавайтесь им в любви, старайтесь обнять. Даже если ребенок не хочет обниматься, проговаривайте свои чувства, как бы вы его приласкали и пожалели.

Ю.В. Прорехина, социальный педагог "Климовского центра социальной помощи семье и детям "Гармония"