Слово Патриарха (День народного единства) - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Слово Патриарха (День народного единства)

ЗА православие

…4 ноября - день Казанской иконы Божией  Матери, День народного единства - наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, а затем Москвы и всей России от польской интервенции, преодоления Смуты. В 2012 году мы праздновали 400-летие этого великого события…

Все это очень перекликается и с нашим сегодняшним днем. Многим импонирует заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая для тех, кто предлагает этот отказ, представляется косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству. Все это присутствует и сегодня.

…И сегодня мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения условий бытия нашего народа. Речь идет не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, отказываться от взаимного обмена, от того чтобы быть страной открытой в экономическом, научном, культурном смысле слова. Речь идет о том, что не могут приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность и, что самое главное, не могут разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа. Вот тогда любое совершенствование общественных отношений, науки, искусства, образования - то, что мы сегодня называем словом "модернизация", - будет содействовать и улучшению жизни людей, и усилению основ нашего государства…

…Само содержание праздника 4 ноября может многому нас научить. Что мы отмечаем в этот день? Окончание Смуты, ставшее возможным благодаря народному единству. То есть благодаря солидарности, объединению множества людей во имя общей высокой цели - защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства. А разве сегодня перед нами не стоят те же цели? Разве сегодня мы в достаточной мере отвечаем на вызовы традиционным нравственным основам общества, нашей национальной культуре? Разве сегодня эгоистические стремления человека, личные материальные интересы, ставшие для многих важнейшим приоритетом в жизни, - не угроза целостности страны и культуре? И сегодня, как и 400 лет назад, идеи солидарности и заботы об общем, а не только о частном, могут и призваны стать скрепой нашего общества. Каким финансовым капиталом ни обладал бы человек, какие высокие позиции ни занимал бы, он не будет полноценно счастлив без служения ближним. Чем больше людей будет ощущать общественный смысл, социальную пользу совершаемого дела, тем крепче будет общество, тем меньше будут расстояния между разными социальными слоями.

Человеческие разделения - неизменный спутник падшего мира, лежащего, как говорит Священное Писание, во зле (см. 1 Ин. 5:19). И наш личный грех производит смуту в сердцах, нелюбовь к ближнему, гордыню и эгоизм, которые рано или поздно взрывают общественное спокойствие. Смутное время - печальная эпоха национального разделения, время, когда в нашей стране ожесточение достигло крайней степени, когда люди были готовы обагрить руки в крови своих братьев. Преодоление этой духовной болезни - действительно, наша общая победа над самими собой, которая была бы невозможна без веры и благодатной помощи Божией.

Сегодня, как и 400 лет назад, мы стоим перед соблазнами гордыни и превозношения одних людей над другими, перед завистью, которая ищет справедливости в насилии. Каждый день мы с вами и все наше общество совершаем выбор, который либо отдаляет, либо приближает времена, подобные смутным. Эти мелкие шаги, которые мы делаем, ведут нас по пути создания справедливого и процветающего общества или в обратном направлении. И наша совесть здесь является самым лучшим компасом. Однако этот компас не действует вне духовной традиции. Если кто-то из наших собратьев выстаивает воскресную Литургию, а утро рабочей недели начинает с взятки, считая это нормальным, - значит, что-то не в порядке с его нравственными координатами.

"Высокие идеалы" - это не просто красивые слова. Высокие идеалы проявляются в самых незначительных на первый взгляд вещах, в повседневных "мелочах": в бытовом поведении, в отношении с ближними, в добросовестности на работе, в соблюдении правил человеческого общежития и законов государства. Благополучие любого общества во многом зависит от того, насколько самоотверженно и честно трудится каждый человек на своем месте. Но эти труды теряют свой смысл, если в их основе лежит принцип, согласно которому человек рассматривается как средство для достижения любых целей.

Кроме того, христианин призван к изменению себя - избавлению от греха. А если мы будем менять себя, то будет меняться и общество. Если мы будем стараться менять общество, на себя самих не обращая внимания, то наши усилия будут бесплодны. Это вовсе не означает, что не надо решать существующие проблемы. Я лишь хочу указать на их причину и на теснейшую взаимосвязь внутреннего мира человека и состояния общества. Государство оценивает поступки гражданина, поощряя их или наказывая. Так работает государственный, да и общественный механизм. Церковь же имеет дело с устроением человеческой души, стремится преобразить внутреннюю жизнь человека…

Сегодня в российских регионах наметились позитивные тенденции. Но вместе с тем осталось и немало социальных, экономических и прочих проблем. Очень многое зависит от местных властей, которые несут огромную ответственность за происходящее во вверенных им областях. Конечно, также важно, чтобы и федеральная власть "видела" регион, чтобы люди "на местах" чувствовали, что все мы живем в одной стране… Честно трудясь, стремясь послужить общему благу, любая самая отдаленная деревня будет способна преодолеть существующие трудности. Вспомните освоение сибирских земель: переселенцы из европейской части России отправлялись в такие места, которые и сейчас сложно найти на карте. Почему они выжили, а мы до сих пор пользуемся результатами их труда? Потому что сила их духа, стойкость перед лицом трудностей и соблазнов опиралась на крепкую веру, искреннюю молитву и служение собратьям. Поэтому именно в возрождении Православия я вижу одно из важнейших условий процветания российской глубинки.

…А примером милосердного служения для множества наших собратьев стала организация помощи пострадавшим в Крымске. Беда Крымска обнаружила нашу способность приходить на выручку, стремиться на помощь незнакомым людям, бросая привычные и очень срочные, горящие собственные дела. Обнаружила нашу способность любить чужих людей и принимать их беду как свою. Это поистине евангельское служение и пример жертвенности и неравнодушия, который так важен для всего нашего общества. И вот еще о чем скажу. Мы призваны проявлять сострадание не только во время катастроф национального масштаба. Если мы оглянемся вокруг, то обнаружим много таких "крымсков": в провинциальных детских приютах, домах престарелых, привокзальных ночлежках для бездомных. Церковь сегодня, как и всегда, приходит в такие места, совершая служение любви и милосердия, дела благотворительности и сострадания. Памятуя об этом, не оставаясь безразличными к нуждам собратьев…

Христианская община издревле была тем, что сейчас называют институтом гражданского общества. Общины строились на основе самоорганизации, на прочных внутренних связях, согласованно представляли свои интересы. Эти механизмы были восприняты светским обществом, однако не всегда наполняются христианским содержанием. Смысл всего, что делает Церковь, в том числе вступая в диалог с обществом, - свидетельство об Истине Христовой, желание утвердить в жизни людей традиционные духовно-нравственные ценности, без которых, на наш взгляд, немыслим гражданский мир и развитие. Это не политика, но апостольская миссия Церкви. Господь направлял апостолов просвещать народы светом Истины, руководствуясь не "политическими мотивами", но стремлением указать всем людям путь ко спасению… Церковь никогда не будет молчать при виде греха и порока, тем более при виде его массового распространения и оправдания…

…Независимость нашего Отечества означает способность жить по тем духовным, нравственным законам, согласно тем традициям, которые сформировали единую, великую историческую Русь, что стала одним из центров мировой цивилизации. И сколько же сил на протяжении всей истории бросалось для того, чтобы разрушить этот центр, подчинить его - если не военным путем, то экономическими, политическими, культурными, псевдодуховными методами! Понятие независимости страны слагается не только из территориальной целостности и защищенности границ. Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях, формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколение. И сегодня мы молимся, чтобы никакие человеческие хитросплетения, никакие информационные войны, никакие соблазны не поколебали этот духовный суверенитет Руси. Молимся о том, чтобы Отечество наше восходило от силы к силе, чтобы оно становилось духовно и материально богаче, чтобы никогда народная жизнь не отрывалась от ее органических истоков, в центре которой - благодатный исток Святого Православия.

...Сочетание верности всему тому, что дорого нашему народу, с готовностью сотрудничать со всеми народами земли, готовность обмениваться культурными, интеллектуальными дарами и талантами - это и есть залог будущего процветания нашего Отечества…

Подготовил Сергей Иванов