Русский педагог В.К. Беллюстин - Издательский дом "Утро вечера мудренее"

Русский педагог В.К. Беллюстин

Помни историю свою

Беллюстин Всеволод Константинович родился 22 января 1865 года (по старому стилю) в городе Зубцове Тверской губернии в семье священника. У него было два брата и четыре сестры. В мае 1886-го он окончил курс в императорском Московском университете и был удостоен звания кандидата физико-математического факультета.

В сентябре 1886 года назначен учителем арифметики и геометрии в Алексинском уездном училище.

В мае 1887-го перемещен на должность наставника Поливановской учительской семинарии. Через год назначен на должность наставника математики в Новинскую учительскую семинарию. С августа 1893 года проводит метеорологические наблюдения. А спустя пять лет конференцией императорской академии наук утвержден корреспондентом главной физической обсерватории.

В 1898 году Всеволод Константинович издает "Дневник занятий по арифметике", затем "Методику арифметики" и арифметические задачники для 1-го, 2-го и 3-го годов обучения. Самая известная книга Беллюстина - "Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики" - выдержала несколько изданий.

В октябре 1900 года Беллюстин назначается на должность инспектора народных училищ Владимирской губернии. В апреле 1902-го он назначен председателем педагогического совета Александровской женской гимназии, преподает педагогику в 8-м классе.

В 1902 году на учительских курсах Всеволод Константинович знакомится с дочерью священника из Пензенской губернии, учительницей Орловой Раисой Львовной. Через год они женятся. А Беллюстин назначается директором Поливановской учительской семинарии, где работает до 1912 года.

В Поливанове в семье Беллюстиных рождаются дети: Константин (1904 г.), Раиса (1905 г.), Валерьян (1907 г.), Сергей (1908 г.), Дмитрий (1910 г.).

Семинарист, окончивший Поливановскую учительскую семинарию в 1909 году, учитель В.Н. Русов в своей статье "Мой незабываемый учитель" (газета Горьковского пединститута "Педагогический вестник" от 16.03.1965 г.) вспоминает:

"Я учился в Поливановской учительской семинарии в 1906-1909 годах. Директором ее в те незабываемые годы был Всеволод Константинович. Он всегда серьезен, спокоен, деловит, не говорлив, не суетлив. Все были поставлены на свои места, знали хорошо свое дело - все работали, как отлично слаженный механизм. Неуспевающих в семинарии не было, не было и серьезных нарушений дисциплины.

С Всеволодом Константиновичем воспитанники знакомились уже на приемных экзаменах. Устный экзамен по математике он проводил сам, пытливо всматриваясь в поступающих. Вопросы его были не сложны, каждый требовал не механического решения, а прежде всего - соображения. К концу экзаменов, когда много поступающих отсеивалось, В.К. Беллюстин вызывал успешно прошедших конкурс к себе на квартиру (кабинета у него не было) и коротко беседовал. Цель бесед - узнать лучше поступающих. В первом и втором классах Беллюстин не занимался, поэтому мы его знали и наблюдали мало. Большую работу Всеволод Константинович проводил в третьем классе. Здесь он преподавал психологию и педагогику, проводил активную педагогическую практику.

Уроки его были немногословны, но интересны и полезны. Урок начинался с опроса. Ему преподаватель уделял много внимания и времени. От отвечающих требовалось верно, с пониманием ответить на вопрос, выразительно, правильно говорить и правильно держать себя при ответе. После этого ученики разбирали ответ "по косточкам", и в журнале делались некоторые заметки. Вот почему ответ спрошенного ученика слушался особенно внимательно. Рассказ нового материала был краток, доступен, ясен, вскрывал главное и трудное. Не избегал Всеволод Константинович при рассказе иронического тона, шутки, но все было к месту, не поверхностно.

В.К. Беллюстин включал в свой рассказ исторические факты, случаи из своей практики, примеры из окружающей жизни. Раз в четверть он устраивал классные письменные работы. Всеволод Константинович требовал исчерпать тему, обязательно ответить на вопрос, написать чисто и грамотно.

Большое внимание и много времени В.К. Беллюстин уделял активной педагогической практике воспитанников в двуклассном училище при семинарии. Он присутствовал на всех практических уроках, сам проводил конференции по их разбору. Конференции проходили, как и в наше время в педагогических училищах. Всеволод Константинович очень внимательно слушал ход работы, но сам он редко высказывался и говорил, по обыкновению, коротко и четко. Оценку уроков давали учитель училища и преподаватель предмета.

Как это ни покажется в настоящее время странным, ни Всеволод Константинович, ни классные наставники не проводили групповых бесед с учащимися. Но директор изредка вызывал к себе на квартиру того или иного воспитанника в конце вечерних занятий. Обычно приходил швейцар Александр и зычным голосом возглашал:

- Русов, к директору!

Это для всех было, как гром среди ясного дня. Все затихали, настораживались. Нас В.К. Беллюстин вызывал за самые мелкие проступки. Мы сердились, но когда подросли да поработали, убедились, что так и нужно было делать. Беседы были, как правило, коротки и спокойны. Здесь было все: и педагогика, и культура, и сама философия.

На выпускных экзаменах Всеволод Константинович сам проводил устные экзамены по математике и методике математики".

Заслуги Всеволода Константиновича в деле народного образования были отмечены орденами св. равноапостольного князя Владимира 3-й и 4-й степени, св. Анны 2-й степени, св. Станислава 2-й и 3-й степени.

Сохранились дневники Всеволода Константиновича, которые он ежедневно вел, начиная с 1907 года. Это бесценный материал, который позволяет увидеть, какие события происходили в семинарии и селе.

Кроме служебных обязанностей, Всеволод Константинович практически ежедневно занимается физическим трудом и чтением научных книг и периодических изданий.

В 1904-м директор семинарии В. Беллюстин писал: "Почти целиком обновленный в 1903 году педагогический персонал вновь в 1904 году испытал значительное изменение в лице наставников основных предметов.

Трудно найти достойных преподавателей, т.е. таких лиц, которые имели бы не только достаточные знания, но и расположение к учительскому делу и уменье вести его и необходимое для него основание - устойчивый нравственный характер.

Молодые люди, только что бывшие студентами, повторяют при поступлении в учителя ту ошибку, против которой предостерегал еще приснопамятный Пирогов, говоривший, что свободу высшего университетского преподавания нельзя целиком пересаживать в учебные заведения средние и низшие. Не свобода, доходящая до умаления законности, должна одухотворять учебное заведение, а справедливость и христианская любовь. Надо юношей учить добру, внося в их развивающуюся жизнь умственную и нравственную пищу, а не оставлять на полный произвол рост их сил, и все это под видом того, что меры отрицательного воздействия на учащихся, т.е. меры принуждения, никогда и ни в коем случае не могут быть применены в жизни учебного заведения. Несомненно, для здорового развития нужны положительные меры, но это не значит, что надо оставлять без внимания болезненные уклонения, необходимо требующие лечения.

Дай Бог, чтобы на будущее время прочнее установился строй семинарии и чтобы во главе воспитания был поставлен всеми наставниками единодушно принцип справедливого и любвеобильного отношения к учащимся, но не принцип односторонней свободы, доходящей до произвола, вырождающейся в эгоизм и не укрепляющей основ религии и нравственности".

Во время службы в Поливанове в 1907 году Всеволод Константинович получил чин статского советника. В 1912-м его назначают на должность директора народных училищ Владимирской губернии, и он получает потомственное дворянство. В 1913 году Беллюстин получает чин действительного статского (гражданского генерал-майора). Внутри ограды храма Благовещения села Поливанова остается могила сына Беллюстина, Валерьяна, умершего от простуды. На память о жизни в Поливанове в семье Беллюстиных остается альбом с фотографиями.

В 1913 году у Беллюстиных рождается последний сын Алексей. А в 1916-м Всеволода Константиновича назначают директором Нижегородского учительского института.

После революции семье Беллюстиных приходится уехать на родину Раисы Львовны в Саранский уезд Пензенской губернии, где Беллюстин преподает математику. В октябре 1921 года Пензенская ВЧК арестовывает бывшего "царского генерала" и полтора месяца Всеволод Константинович проводит в пензенской тюрьме по обвинению в контрреволюционном заговоре. Последние два года жизни Беллюстин преподает математику в Нижегородском педагогическом институте. Умер Всеволод Константинович в марте 1925 года и похоронен в Нижнем Новгороде.

Всеволод Константинович Беллюстин является известным русским педагогом. Его имя включено в педагогическую энциклопедию. В библиотеке им. К.Д. Ушинского хранятся его педагогические труды. Его потомки стали известными учеными в области физики, математики, химии, медицины. Многочисленные ученики передали лучшие традиции русской педагогической школы своим ученикам.

С.Б. Нестеров, доктор технических наук, профессор, член Союза краеведов России